ЗАКРЫТЬ
МЕНЮ
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ ИЗ КИТАЯ В РОССИЮ
Сегодня для многих предпринимателей и частных клиентов импорт товаров из Китая в РФ — прибыльный бизнес. Широкий выбор производимых в Поднебесной видов продукции отлично подходит для российских потребителей. Но приобрести изделия или продукты лишь полдела. Не менее важно перевезти их в нашу страну из-за границы. А для этого необходимо тщательное соблюдение правил таможенного законодательства. Иначе покупка так и останется там, где ее изготовили

Когда вы решаете пройти таможенное оформление самостоятельно, то неплохо бы знать важную вещь. Неверное заполнение бумаг, бланков и свидетельств может привести к неприятным последствиям: задержке или даже конфискации груза, штрафам или отчуждению

Вот основные этапы таможенного оформления
·     предоставление декларантами полного комплекта документов и сведений;
·     фактическое предъявление объектов доставки из Китая в Россию для проведения инспекции;
·     работа правительственных сотрудников: прием, проверка, взимание пошлин, осмотр, досмотр;
·     вынесение решения о допустимости пропуска товаров в рамках заявленной процедуры.
Соблюдение правовых аспектов этих операций контролирует Федеральная таможенная служба РФ (ФТС).
Классификация товаров и коды ТН ВЭД
И вот вы на таможне, поэтому должны понимать, что при рассмотрении вашей декларации однозначно нужна идентификация продукции. Без этого никак! То есть каждому изделию присваивается уникальный код, и за него назначается определенная таможенная пошлина. Конечно, вы хотите быстро и успешно пройти таможню, воспользовавшись официальной доставкой из Китая. Поэтому вам необходимо всего лишь правильно выбрать и указать код ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности).
ТН ВЭД — это официальный классификатор, содержащий сведения для декларирования продукции. Сюда входят 10 цифр, содержащих характеристики класса товара, его разновидности, подгруппы и прочие данные.
Основные критерии классификации товаров по ТН ВЭД:
·     материал изготовления;
·     ключевая функция, выполняемая продуктом;
·     степень обработки.  

Таможенный код ТН ВЭД указывается при белой доставке из Китая не только на границе, но и в таких бумагах:
·     таможенной декларации;
·     разрешительной документации (в случае, когда перевозимое изделие подлежит сертификации).
Когда вы сами решаете сформировать код и вдруг ошибаетесь, то наживаете разногласия с таможенниками. А чтобы избежать неприятностей, следуйте некоторым советам:
ü Вы получаете у поставщика или производителя продукции техническую документацию с четко обозначенными основными свойствами. Если повезет, то понятливый и участливый изготовитель сам прописывает код изделия в технических документах.
ü Заходите в классификатор кодов ТН ВЭД прямо на сайте таможни.
Выбираете разделы, максимально точно отражающие характеристики груза, доставляемого из Китая через границу. И тут важна последовательность: переходите от общих качеств к специфичным. Так вы получаете код из 10 цифр
Необходимая документация для таможенного оформления
Это целый пакет разных деловых источников. Причем отличающихся в зависимости от вида продукции и способа доставки.
При импорте товаров из Китая нужны следующие носители информации:
·     Таможенная декларация — основной документ, формирующийся при растаможивании. Содержит данные о товарах, их стоимости, количестве и стране происхождения. ТД может быть бумажной и электронной.
·     Таможенные документы — сопроводительные, подтверждающие легальность и качество изделий. В частности, счет-фактура, накладная, сертификаты соответствия. Предоставляются при растаможивании, подтверждая информацию в декларации.
·     Платежные документы — подтверждают оплату товаров и связанные с ней операции. Могут быть необязательными, но иногда требуются при проверке на таможне. В их числе: платежные поручения, квитанции об уплате, копия банковского перевода.
·     Документы таможенного оформления — формируются при официальной доставке из Китая, когда оформляются грузы в таможенном органе. Это акты, уведомления, разрешения и прочее, что свидетельствует о проведении процедуры.
Случается, что основных документов недостаточно, когда речь идет, допустим, о продуктах питания. Тут потребуется сертификат соответствия. Подобные дополнительные сведения нужны в зависимости от конкретной ситуации и видов продукции.
Недостаточно основного пакета и для грузовой таможни. При импорте товаров из Китая необходимы перевозочные документы, товарные накладные, пломбы, уведомления о прибытии и другие сведения
Таможенная декларация и ее заполнение
В таможенной декларации (ДТ) содержатся все сведения о сделке. Это не произвольный, а специальный документ № 257, утвержденный комиссией Таможенного союза 20 мая 2010 года. Обычно ДТ заполняет таможенный представитель, но можете сделать это и сами при доставке из Китая в РФ.  
Правда, здесь надо быть очень внимательным, ведь если вы указываете в ТД недостоверные сведения, вас могут оштрафовать на сумму от 50% до 200% стоимости товаров с их возможной конфискацией (ст. 16.2 КоАП РФ). При этом должностные лица фирмы (руководитель и главный бухгалтер) могут быть оштрафованы на сумму от 10 000 до 20 000 рублей.
Смотрите, какие данные отражаются в таможенной декларации:
  • Используемая таможенная процедура при официальной доставке из Китая;
  • данные о декларанте или таможенном брокере в зависимости от того, кто заполняет ТД, кто отправил груз, кто получает;
  • данные о транспорте, на котором груз перевозят через госграницу или транзитом по территории ЕАЭС;
  • условия для перевозки сборных грузов из Китая в Россию;
  • сведения о самих товарах и производителе, название, классификационный код, сколько их в штуках или другой мере измерения, как упакованы;
  • данные о таможенных платежах и их исчислении;
  • сведения о ВЭД-сделке и главных условиях, на основании которых она была заключена;
  • информация о том, что были соблюдены все необходимые ограничения и условия, требуемые для таможенной процедуры;
  • данные документов, прилагающихся к таможенной декларации;
  • другие сведения, необходимые для проведения процедуры таможенного контроля.
Уже внесенная информация при доставке из Китая с документами может быть изменена. Но только до того, как товар был допущен к прохождению через госграницу. А вдруг вы неверно указали реквизиты договора, код страны назначения или какие-то другие данные?
Частые ошибки предпринимателей при таможенном оформлении грузов:
·     Неверно указаны условия поставки в декларации — на нарушителя могут завести дело об административном правонарушении по статье 16.2 КоАП РФ. После этого проверяющие будут устанавливать, привела ли ошибка к занижению размера таможенных пошлин или нет. Чтобы избежать проблемы, перед подписанием и подачей декларации при белой доставке из Китая перепроверьте, что ключевые данные указаны верно. Убедитесь, что информация в декларации соответствуют той, что указана в документации на поставку: договоре, транспортных документах, инвойсе.
·     Код ТН ВЭД товара в декларации указан неверно — на основании характеристик каждому товару присваивается код ТН ВЭД. По нему рассчитываются таможенные платежи и список разрешительной документации на товар.Если код определен неверно, вы рискуете неправильно рассчитать таможенные платежи, связанные с перевозкой сборных грузов и Китая. Из-за этого таможенная пошлина и другие налоги могут быть занижены, а вы не будете знать, что вам необходима разрешительная документация на товар. За недостоверное декларирование назначается штраф в размере от половины до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров или без нее. Основание — пункт 2 статьи 16.2 КоАП РФ. Чтобы этого не произошло, получите точную спецификацию товара от производителя: качественные характеристики, материал изготовления, область применения, схемы, чертежи, фотографии.
Не хватает сертификатов и других разрешающих документов — взависимости от кода ТН ВЭД для некоторых категорий товаров, доставляемых из Китая в Россию, необходима дополнительная сертификация и разрешительные документы. Например, сертификаты и декларации соответствия, нотификации, лицензии и прочее. Поставку могут не пропустить на таможне, если вы неверно определяете код ТН ВЭД или просто не знаете, что на товар нужны разрешительные документы. На нарушителя могут завести дело об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ. Штраф для организаций — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Также возможна конфискация сборного груза из Китая. Чтобы избежать неприятностей, обращайтесь к специалистам, например, логистической компании Highway Logistic Group еще до начала поставки товара для подготовки пакета документов. Эксперты помогут определить, нужно ли маркировать груз, и проконтролируют, чтобы маркировка была верной
Общие расходы получателя для ввоза товара
При доставке из Китая в Россию под ключ в пользу государства необходимо уплатить таможенные платежи, состоящие из сборов за таможенные операции, пошлин и налогов.
Статьи расходов:
5.1.        Пошлина
Рассчитывается на основе таможенной стоимости (ТС) импортируемых товаров. Саму же ТС рассчитывают следующим образом:
ТС = оптовая цена партии + стоимость доставки партии до российской границы.
Размер пошлины зависит от группы груза, доставляемого из Китая в Россию. Для защиты интересов отечественных производителей на определенные категории продукции действуют повышенные тарифы.
.5.2. НДС
Вне зависимости от выбранной системы налогообложения НДС обязателен к уплате. Возместить НДС возможно лишь по ОСНО согласно итогам камеральной проверки.
5.3.        Дополнительные траты
Сопутствующие расходы зачастую сопряжены с оформлением разрешительной документации, сертификатов и пр. В принципе, товары ввозятся из Китая и без них, но в дальнейшем продукцию нельзя будет реализовать.
При перевозке сборных грузов из Китая в Россию нередко происходит корректировка ТС. Иногда представители таможни могут решить, что этот показатель специально занижен для уклонения от выплаты обязательных сборов. Подтвердить стоимость продукции можно с помощью документов, предоставленных продавцом. Когда таможенники не принимают подобное доказательство, рекомендуется уплатить пересчитанную ими пошлину. А уже потом обратиться с иском в суд для официального разбирательства
Таможенный контроль и проверка груза
Существуют несколько форм проведения таможенного контроля грузов, в частности:
·     таможенный осмотр,
·     таможенный досмотр.
Таможенный осмотр — визуальный осмотр внешнего вида и маркировки продукции на соответствие товаросопроводительным документам. Назначается выпускающим инспектором. Причины: доставка товара из Китая в Россию в первый раз или ввоз груза через таможенный пост, на котором импортер до этого не был.
Таможенный досмотр — после подачи таможенной декларации проводится полная проверка груза со вскрытием упаковки, вплоть до заводской. Могут проверить и транспорт: будут искать возможные тайники. Досмотр назначает автоматическая таможенная система управления рисками на основе всей информации импортера. Возможный объем досмотра: 10%, 50% или 100% груза. Во время процедуры вместе с досмотровым инспектором обязаны присутствовать декларант или грузовладелец, чей товар доставляется из Китая с документами. По итогу составляется соответствующий акт.
Чтобы подготовить груз к таможенному декларированию, необходимо предоставить список обязательной документации, согласно требованиям налогового законодательства. Перечень может отличаться в зависимости от условий сделки, характеристик груза и объема партии.
Для заполнения ДТ во время белой доставки из Китая потребуются следующие документы:

·     ТСД (накладная, инвойс, упаковочный лист и т. д.);
·     контракт (если оформлялся);
·     учредительные документы (выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, паспорт ИП, свидетельство ИНН/КПП);
·     техническая документация на товар (описание товара);
·     разрешительные документы (если требуются), например: СС, ДоС, нотификация, СГР и т. д.;
·     прочие документы в зависимости от характера груза.

Конкретный пакет документов при официальной доставке из Китая определяется, исходя из товара и кода ТН ВЭД. Каждому грузу для декларирования присваивается код ТН ВЭД, и на его основе определяется величина таможенных пошлин, необходимость предоставления разрешительной документации и иные требования по декларированию.

После того как ДТ заполнена и к ней приложены все необходимые документы, можно подавать ее в таможню (это делается электронно, никуда ходить не надо). В течение 1 часа таможня либо регистрирует ДТ (присваивает номер), либо отказывает в регистрации при белой доставке из Китая (если есть критические ошибки). После такой процедуры таможня проверяет сведения в ДТ и принимает решение о выпуске товаров / отказе в выпуске в течение 4 часов после регистрации. Если же у таможенников появляются запросы о поставляемых товарах, могут быть заданы дополнительные вопросы и запрошены документы (предельный срок проверки до 10 дней). Обычно таможенное оформление при импорте товаров из Китая занимает 1–2 дня.
У компании Highway Logistic Group свой отдел таможенного декларирования, оформляющий груз день в день, без задержек. Заказчик получает официальные документы в строгом соответствии с таможенным законодательством РФ. И у клиента нет оснований переживать за возможные юридические проблемы, импортируя товары из Китая.
Провайдер предлагает два способа доставки и растаможки грузов из Китая:
Первый — товар идет под контракт клиента, а HLG выступает в роли логиста. То есть заказчик сам заботится о пошлине и платежах на таможне.
Второй — груз идет под контракт компании. В этом случае Highway Logistic Group запрашивает документацию для оплаты товара на фабрике: упаковочный лист, коммерческий инвойс, оплачивает продукцию и доставляет на свой склад.     
При первом способе доставки товаров из Китая в Россию компания HLG запрашивает у клиента пакет документов, чтобы декларант перевозчика подал декларацию
Таможенные споры и возможные проблемы
Сейчас усиливаются фискальные функции таможенных органов и вместе с тем жестче становится таможенный контроль. Причем как в отношении декларируемых товаров, так и тех, что были ранее доставлены из Китая с документами. А значит, увеличивается количество решений таможенных органов о доначислении участникам ВЭД таможенных платежей, а также возбужденных дел об административных правонарушениях.

Таможенные органы выглядят все изощреннее в использовании стандартных инструментов для взимания таможенных платежей и в поисках новых источников пополнения бюджета.
Но участники ВЭД, занимающиеся импортом товаров из Китая, зачастую не согласны с решениями чиновников на границе. Особенно с действиями, влекущими доначисление платежей или привлечение к административной ответственности. Конечно, это порождает немало таможенных споров.

Вот основные категории таможенных споров:

Споры о классификации товаров — возникают, когда у таможенного органа и импортера не совпадают позиции о доставленном из Китая в РФ или ранее ввезенного товара к тому или иному коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). И, соответственно, о применимой ставке таможенной пошлины для этой продукции. Ставка, по мнению чиновников, должна быть выше. Отмена такого решения возможна только в рамках ведомственного или судебного обжалования.

Споры о таможенной стоимости товаров — возникают, когда у таможенного органа и участника ВЭД не совпадают позиции относительно расчета стоимости доставки груза из Китая или «налоговой базы», от которой рассчитываются таможенные платежи. Это ведет к доначислению, оспорить которое можно в порядке ведомственного или судебного обжалования.

Споры по делам об административных правонарушениях (АП) — могут возникать как следствие двух упомянутых ситуаций, так и по другим основаниям. Подробнее об этом прописано в главе 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела»). Статья предусматривает свыше 20 различных составов нарушений правил при доставке и растаможке грузов из Китая. Самые распространенные: «недекларирование товаров» и «недостоверное декларирование товаров».


Актуальные сегодня таможенные споры:
·     Включение в таможенную стоимость лицензионных платежей за объекты интеллектуальной собственности.
·     Включение в таможенную стоимость дивидендов, выплаченных иностранному лицу.
·     Включение в таможенную стоимость расходов на перевозку сборных грузов из Китая после их ввоза на территорию ЕАЭС.


Такие решения могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе и в судебном порядке по правилам, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.

Преимущества ведомственного обжалования:
·     Скорость принятия решения.
·     Обязательность принятого по жалобе решения.
·     Возможность выбора подсудности при последующем судебном обжаловании.

Особенности определения подведомственности и подсудности споров:
·     Подведомственность по выбору таможенного органа.
·     Подсудность по выбору лица, привлекаемого к административной ответственности.

Обычно дело о нарушении таможенных правил при доставке грузов из Китая вытекает из спора по существу ситуации: о классификации, таможенной стоимости и т. д. И когда оба дела идут параллельно либо последовательно, важно выбрать правильные тактику и стратегию процессуального поведения. Это потому, что промежуточные и окончательные результаты по обоим делам могут существенно влиять друг на друга.

Кроме того, если спор по существу ситуации инициирован декларантом, а таможенный представитель привлекается к ответственности по параллельному делу об АП, то оптимальный вариант — конструктивное взаимодействие между декларантом и таможенным представителем при сопровождении обоих дел.

Когда судебный спор по существу ситуации, связанной с перевозкой сборных грузов из Китая в Россию, и судебный спор по делу об АП идут одновременно, то лучше приостановить одно из дел до вступления в законную силу решения суда по другому делу.

Что надо делать для предотвращения конфликтов с таможенными органами:

·     Если таможенники потребовали документы, на основании которых выдан сертификат, а есть только сам сертификат?
Необходимо у лабораторий и сертификационных органов обязательно запрашивать протоколы.
·     Если у компании изменились регистрационные данные, и таможенные органы отказываются принимать сертификаты?
Нужно заранее узнать, пропустят ли партию груза, доставляемого из Китая, с необходимыми документами. Но иногда приходится повторно оформлять сертификат, даже если его срок годности еще не истек.
·      Если таможенные органы не пропускают товар или даже арестовывают партию груза? Основание — недействительность сертификата.
Попытки обмануть чиновников будут чреваты серьезными негативными последствиями. И лучше их не предпринимать, так как риски объективно большие.
·     Партия груза уже пересекла границу, а сертификация товара из Китая аннулирована?
Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит изначально заказывать услуги по сертификации у компании, которой можно доверять. Например, у логистического оператора Highway Logistic Group. Тогда риск минимизируется
Обновления и изменения в таможенном законодательстве
Законы меняются и совершенствуются. Поэтому участникам перевозки сборного груза из Китая в Россию необходимо отслеживать динамику нормативной базы и периодически приводить свою деятельность в соответствие с ней. Регулярное обновление в таможенных нормах естественным образом влияет на процедуры импорта.
Только в октябре 2023 года вышло 13 документов по теме ВЭД. Это информация ФТС России, касающаяся доставки консолидированных грузов из Китая, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям технического регламента Евразийского экономического союза. В числе новостей — изменения в решениях Совета Евразийской экономической комиссии о продлении стоимостных, весовых и количественных норм для товаров. Интересны также изменения в решениях Минэкономразвития РФ.
«Горячие» документы по теме внешнеэкономической деятельности вы находите на сайте компании «КонсультантПлюс» по адресу: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/t46/ и строите свой бизнес по акону
Кейс-стади и практические примеры
Специалисты Highway Logistic Group постоянно учатся на практике. Они анализируют различные ситуации, на основе которых создают новые надежные методы автодоставки груза из Китая в Россию.
Директор склада консолидированных товаров в городе Иу (КНР) …пишем имя и фамилию… понимает, что владельцы ждут своего приобретения в целости и сохранности. Иначе и быть не может! Поэтому компания HLG старается сделать так, чтобы в пути ничего не потерялось, не рассыпалось, не сломалось, и «посылка» добралась по адресу в полном объеме.
— А это непросто, — говорит …пишем имя и фамилию…, потому что товар преодолевает сотни километров, и его не раз перегружают из одного автомобиля в другой. Зачастую китайские производители экономят на упаковке, используя некачественные материалы. И, бывает, на склад в Иу, откуда выполняется доставка из Китая в Россию, товар приходит с ненадлежащей защитой от внешних воздействий: разорванные коробки, разошедшиеся по швам ящики из тонкой фанеры.
На складе компании такие хлипкие упаковки «одевают» в мешковину и обматывают широким скотчем. А сверху наклеивают опознавательные маркировки. Если груз состоит из нескольких или множества коробок, его ставят на палету и обертывают специальной пленкой. Так лучше для погрузчика — он быстрее будет справляться с задачей. Да и в фуре подобная конструкция занимает меньше места, что экономит деньги клиента. 
Поверх тонких фанерных ящиков специалисты склада сооружают крепкую фанерную обрешетку с деревянными уголками, надежно сохраняющую во время перевозки сборный груз из Китая в Россию. А недавно дорогое оборудование установили на деревянный каркас и создали уникальную упаковку из нескольких пластов: поролона, скотча, обрешетки и еще одного слоя скотча. Это был индивидуальный проект для заказчика.  
По словам …пишем имя и фамилию… , на складе обязательно проводится полный досмотр товаров для их тщательной подготовки к длительному путешествию. Сохранность груза — один из приоритетов HLG
Заключение
Импорт из Китая в Россию может быть прибыльным, но требует серьезной подготовки и знания основных принципов таможенного оформления. Мы описали вам основные моменты, с которыми придется столкнуться. И если вы уверены, что сможете самостоятельно решить такую сложную задачу — бог и удача вам в помощь.  
Но если не уверены, то (не хочется говорить такую избитую фразу, но в этом случае она наиболее подходящая) обращайтесь к профессионалам.
Например, к экспертам провайдер Highway Logistic Group. Перевозчик предоставляет комплексные услуги доставки-оформления грузов из Китая, что уже экономит время заказчика. Вам не надо для каждого этапа искать нового исполнителя. Нужно просто обратиться в компанию, где менеджеры оформляют заказ, отвечают на любой вопрос и помогают в непредвиденной ситуации. Палочка-выручалочка, как и положено солидной фирме, работает в режиме 24/7.
Highway Logistic Group занимается доставкой и растаможкой грузов из Китая 19 лет. Специалисты предприятия начинали с челноков и прошли с нуля все стадии становления предпринимательства. Поэтому сотрудникам на практике знакомы все нюансы и сложности этого бизнеса. Сейчас здесь трудятся около 200 человек в четырех странах присутствия компании — России, Китае, ОАЭ (Дубае) и Сингапуре.
Только за последние 3 года объем доставки из Китая в РФ составил 35 600 000 кг различных товаров народного потребления — от 30-килограммового до крупногабаритного груза (исключая взрывчатые вещества, воспламеняющиеся жидкости и порошки).

На таможенно-логистическом терминале граничащих государств у HLG есть специалисты, ускоряющие процесс контроля. И здесь в принципе исключены недоразумения, разбирательства, задержка или, что еще хуже, задержание товара. Поэтому скорость доставки таможенных грузов из Китая не уступает скорости неких ловкачей, пытающихся окольными путями нелегально что-то перевезти. В этом-то и фишка компании — официально не значит медленно.      
И что еще важно: у Highway Logistic Group есть лицензия таможенного представителя, выдаваемая Федеральной таможенной службой РФ. А выдают ее далеко не каждой компании или организации, поскольку не все могут соответствовать определенным условиям