Сейчас усиливаются фискальные функции таможенных органов и вместе с тем жестче становится таможенный контроль. Причем как в отношении декларируемых товаров, так и тех, что были ранее
доставлены из Китая с документами. А значит, увеличивается количество решений таможенных органов о доначислении участникам ВЭД таможенных платежей, а также возбужденных дел об административных правонарушениях.
Таможенные органы выглядят все изощреннее в использовании стандартных инструментов для взимания таможенных платежей и в поисках новых источников пополнения бюджета.
Но участники ВЭД, занимающиеся
импортом товаров из Китая, зачастую не согласны с решениями чиновников на границе. Особенно с действиями, влекущими доначисление платежей или привлечение к административной ответственности. Конечно, это порождает немало таможенных споров.
Вот основные категории таможенных споров:
Споры о классификации товаров — возникают, когда у таможенного органа и импортера не совпадают позиции о
доставленном из Китая в РФ или ранее ввезенного товара к тому или иному коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). И, соответственно, о применимой ставке таможенной пошлины для этой продукции. Ставка, по мнению чиновников, должна быть выше. Отмена такого решения возможна только в рамках ведомственного или судебного обжалования.
Споры о таможенной стоимости товаров — возникают, когда у таможенного органа и участника ВЭД не совпадают позиции относительно
расчета стоимости доставки груза из Китая или «налоговой базы», от которой рассчитываются таможенные платежи. Это ведет к доначислению, оспорить которое можно в порядке ведомственного или судебного обжалования.
Споры по делам об административных правонарушениях (АП) — могут возникать как следствие двух упомянутых ситуаций, так и по другим основаниям. Подробнее об этом прописано в главе 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела»). Статья предусматривает свыше 20 различных составов нарушений правил при
доставке и растаможке грузов из Китая. Самые распространенные: «недекларирование товаров» и «недостоверное декларирование товаров».
Актуальные сегодня таможенные споры:
· Включение в таможенную стоимость лицензионных платежей за объекты интеллектуальной собственности.
· Включение в таможенную стоимость дивидендов, выплаченных иностранному лицу.
· Включение в таможенную стоимость расходов на
перевозку сборных грузов из Китая после их ввоза на территорию ЕАЭС.
Такие решения могут быть обжалованы в вышестоящем таможенном органе и в судебном порядке по правилам, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством.
Преимущества ведомственного обжалования:
· Скорость принятия решения.
· Обязательность принятого по жалобе решения.
· Возможность выбора подсудности при последующем судебном обжаловании.
Особенности определения подведомственности и подсудности споров:
· Подведомственность по выбору таможенного органа.
· Подсудность по выбору лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обычно дело о нарушении таможенных правил при
доставке грузов из Китая вытекает из спора по существу ситуации: о классификации, таможенной стоимости и т. д. И когда оба дела идут параллельно либо последовательно, важно выбрать правильные тактику и стратегию процессуального поведения. Это потому, что промежуточные и окончательные результаты по обоим делам могут существенно влиять друг на друга.
Кроме того, если спор по существу ситуации инициирован декларантом, а таможенный представитель привлекается к ответственности по параллельному делу об АП, то оптимальный вариант — конструктивное взаимодействие между декларантом и таможенным представителем при сопровождении обоих дел.
Когда судебный спор по существу ситуации, связанной с
перевозкой сборных грузов из Китая в Россию, и судебный спор по делу об АП идут одновременно, то лучше приостановить одно из дел до вступления в законную силу решения суда по другому делу.
Что надо делать для предотвращения конфликтов с таможенными органами:
·
Если таможенники потребовали документы, на основании которых выдан сертификат, а есть только сам сертификат? Необходимо у лабораторий и сертификационных органов обязательно запрашивать протоколы.
·
Если у компании изменились регистрационные данные, и таможенные органы отказываются принимать сертификаты?Нужно заранее узнать, пропустят ли партию
груза, доставляемого из Китая, с необходимыми документами. Но иногда приходится повторно оформлять сертификат, даже если его срок годности еще не истек.
·
Если таможенные органы не пропускают товар или даже арестовывают партию груза? Основание — недействительность сертификата.Попытки обмануть чиновников будут чреваты серьезными негативными последствиями. И лучше их не предпринимать, так как риски объективно большие.
·
Партия груза уже пересекла границу, а сертификация товара из Китая аннулирована? Чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит изначально заказывать услуги по сертификации у компании
, которой можно доверять. Например, у логистического оператора Highway Logistic Group. Тогда риск минимизируется