ЗАКРЫТЬ
МЕНЮ
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГРУЗАМИ: СРАВНЕНИЕ СКЛАДСКИХ УСЛУГ В РОССИИ И КИТАЕ
Анализируем сервис одного из ведущих отечественных логистических операторов Highway Logistic Group для оптимизации управления грузами в РФ и КНР
Значительную долю во внешнеэкономической деятельности двух государств занимают перевозка сборного груза из Китая в Россию и таможенное оформление. Но ведь это не все потребности компаний-импортеров. Сперва товар нужно подготовить к отправке в стране-производителе. И только потом уже в России — провести необходимые манипуляции на складе для удобной транспортировки в конечную точку в нужное время.
С подготовкой товара к отправке помогают пункты приема груза компании Highway Logistic Group в китайском городе Иу. Ее собственный консолидационный склад — это, по сути, центр для перевозки продукции со всей Поднебесной. Именно здесь загружаются автомобили HL Group для перевозки товаров из Китая в Россию, чтобы отправиться до складов логистического оператора в Москве и Хабаровске.

Давайте исследуем, какие складские услуги предлагаются на территории обеих стран, включая особенности на таможенном этапе.

Услуги на территории России
Сегодня склады — перспективная ниша на рынке коммерческой недвижимости. Этот сегмент всегда востребован производителями, ретейлерами и компаниями из других сфер. В 2023 году общий объем складских площадей России составил 47,3 млн кв. м. Причем только в Москве и области их сосредоточено 56% (26,7 млн кв. м).
Но как показал анализ перевозки из Китая в Россию, в нашей стране оказалось недостаточно складов из-за рекордных объемов торговли между двумя соседями. Аналитики Главного таможенного управления КНР подсчитали, что по итогам 2023 года товарооборот двух государств достиг уровня в $240,11 млрд в денежном выражении. При этом суммарные объемы экспорта китайской продукции в РФ за этот период увеличились на 46,9 % и достигли отметки почти в $110,97 млрд.

Проблема с доступными свободными площадями при перевозке товаров из Китая в Россию стала настолько серьезной, что этим озаботилась и пресса. В январе 2024-го журналисты сообщили, что на Дальнем Востоке образовался дефицит на фоне ажиотажного потока продукции из КНР. Автомобильные перевозчики даже попросили президента РФ Владимира Путина поддержать строительство новых складов на пограничных переходах и присвоить прилегающим областям статус ТОР (территорий опережающего развития).

Отсортировать и укомплектовать по заказу клиента
А теперь от общей картины перейдем к конкретной и узнаем, как обстоят дела при доставке и оформлении грузов из Китая на складах одного из ведущих российских логистических операторов — компании Highway Logistic Group. Рассказывает директор по продажам Данил Елин:
— Могу заверить, что у нас достаточно площадей, чтобы удовлетворить потребности клиентов. А что касается работы складов, то, думаю, здесь уместно говорить о комплексе логистических услуг. Это называется фулфилмент — то есть практически превращение товара в заказ при перевозке товаров из Китая в Россию. Подобный сервис предоставляют организации, имеющие в своем распоряжении автопарк (а у HL Group 800 единиц транспорта), складские мощности, возможность автоматизированного управления и отлаженные логистические цепочки. Фулфилментом сейчас чаще всего пользуются компании, занимающиеся перевозкой сборного груза из Китая в Россию и фигурирующие на маркетплейсах. Когда на наш московский склад прибывает большая поставка, мы ее расфасовываем на нужное количество и в нужном объеме. А потом маркируем и готовим для реализации конечному клиенту...  

Кстати, у Highway Logistic Group при перевозке товаров из Китая в Россию фулфилмент входит в дополнительные услуги, предусматривающие:
·     приемку груза;
·     обработку и сборку заказа;
·     погрузо-разгрузочные работы;
·     упаковку, в том числе в соответствии с требованиями конкретного маркетплейса;
·     хранение и услуги склада;
·     доставку товара покупателю;
·     отслеживание движения отправки и смену статуса в личном кабинете покупателя.
Компания берет за все это дополнительную плату. Но для клиентов, чей товар провайдер доставляет из Китая в Россию, погрузка-разгрузка уже включена в стоимость перевозки.

Также дополнительные расходы у заказчика возникают при терминальной обработке груза. Это когда, например, вам нужно забрать приобретенную вами китайскую продукцию из терминала в Самаре. А туда ее HL Group доставила с одного из своих опорных российских складов, находящегося в Хабаровске. Так вот в Самаре товар какое-то время хранится и маркируется.
Есть еще вид дополнительной услуги, когда груз хранится на складе при таможенных операциях. Это если провайдер перевез сборные грузы из Китая до границы, но вдруг оказалось, что клиенту необходимо переделать какие-то документы. Тогда сотрудники Highway Logistic Group перегружают продукцию в СВХ — склад временного хранения, где она находится до тех пор, пока все не нормализуется. За дополнительную плату.
Данил Елин также объясняет, как отсортировывают и укомплектовывают товар по заказу клиента:
— Допустим, это одна тонна, состоящая из 30 коробок. Предприниматель, занимающийся перевозкой товаров из Китая в Россию, хочет, чтобы мы разбили продукцию по блокам из 5 коробок и отправили в разные города. А бывает, нужно все объединить в некое целое, но сделать дополнительную упаковку. В любом случае мы прорабатываем груз в точном соответствии с заказом клиента. Эффективной нашу систему сортировки грузов делает ее максимальная детализация: каждое действие описано и стоит отдельных денег. Допустим, «снять коробку с палеты», «вскрыть коробку» или «разложить содержимое коробки на 5 составляющих». На все есть свой прайс, и цена за каждую услугу небольшая. Именно такая комплектация товаров при доставке и оформлении грузов из Китая в строгом соответствии с заказом минимизирует ошибки...
Подобный подход практикуют не все логистические операторы, и нередко конкретный заказ они выполняют по-своему, так сказать, в общих чертах. Но те, кто занимается фулфилментом, постепенно переходят к конкретизации
Упаковать, переупаковать, в том числе в обрешетку
На складах в России специалисты Highway Logistic Group профессионально упаковывают товары с учетом их характеристик. То есть делают продукцию максимально мобильной, чтобы ее легко можно было загрузить и разгрузить. И чтобы не требовались дополнительные работники, а всего лишь один механический погрузчик. А также понимают на уровне мастерства и интуиции, как и в какую машину эту продукцию вместить с обрешеткой — тут помогает 20-летний практический опыт компании по перевозке сборного груза их Китая в Россию.
— Есть такое правило: нельзя объединять коробки разных размеров, плотности и веса, чтобы не было деформации, — говорит Данил Елин. — Мы в том числе и на это обращаем внимание при переупаковке. Важность именно правильной упаковки трудно переоценить, ведь от нее зависит, каким получит свой товар владелец — целым и невредимым, поврежденным или разбитым в хлам. Упаковка грузов для транспортировки — сложный и ответственный процесс... 

У каждой категории товаров есть свой тип пакетирования:
·     хрупкие материалы, изделия из стекла, дерева, бумаги или пластика нуждаются в жесткой таре — ящиках, выложенных изнутри мягкой подкладкой, и обрешетке;
·     габаритные грузы доставляются из Китая в полужесткой таре — поэтому для бытовой техники, холодильников и стиральных машин используются специальные картонные коробки повышенной прочности;
·     грузы, неприхотливые к условиям транспортировки, заворачиваются в мягкую упаковку — бумажную или пластиковую обертки.

Упаковка не должна мешать погрузке и выгрузке, чтобы не замедлять работу грузчиков и избежать дополнительных расходов. Компания Highway Logistic Group сохраняет целостность и внешний вид перевозимых предметов за счет специальной надежной упаковки и бережного ответственного отношения к предметам транспортировки.
Нанести маркировку или штрихкоды
И, конечно, упакованный товар при перевозке из Китая в Россию должен иметь маркировку — информацию для определения типа груза, его габаритах, данные о поставщике и перевозчике. Это нужно для формирования грузового отправления, процесса подбора транспорта, погрузо-разгрузочных работ, складской обработки и других операций.
Слова и изображения на маркировке не произвольные, а предусмотренные межгосударственным стандартом ГОСТ 14192-96. Они универсальны и понятны при доставке консолидированных грузов из Китая и во всем мире.

Виды маркировки:
·     транспортная — комплектация, количество мест и регистрационный номер партии товара;
·     товарная — информация о товаре и производителе, наименование, сорт, специфика;
·     специальная — манипуляционные знаки упаковки, например: «Хрупкое», «Беречь от влаги», «Открывать здесь» и прочие; 
·     отправительская — реквизиты груза.

При перевозке товаров из Китая в Россию маркировку наносят на упаковку несколькими способами: наклеивают, делают трафарет, выжигают, штампуют, продавливают или применяют типографскую печать.
Кроме того, для скоростного и точного отслеживания грузов применяется и штрихкодирование. На российских складах компании Highway Logistic Group в Москве и Хабаровске хранятся десятки тысяч различных видов и единиц продукции. Так что для быстрых операций во время доставки и оформления грузов из Китая без идентификации каждого из них просто не обойтись. Здесь и применяются штрихкоды — метод кодирования информации о характеристиках продукции. Это инструмент для идентификации товаров и эффективного контроля за их перемещением.
Штрихкод предоставляет уникальную, точную и надежную информацию о каждой единице продукции. Это значительно упрощает отслеживание ее движения при размещении на складе.

Преимущества штрихкодирования:
   1.        Быстрое получение необходимой информации о важных характеристиках товара после перевозки из Китая в Россию.
   2.        Ускорение процессов приема, транспортировки внутри склада и отгрузки продукции.
   3.        Точность инвентаризации, снижающей процент ошибок.
   4.        Ответственное хранение: информация о сроке годности и дате производства грузов на штрихкоде позволяет вовремя отследить товары с коротким сроком годности и не допустить просрочки.
   5.        Прозрачность и стабильный контроль. Сканирование, дающее четкое понимание местоположения продукции: благодаря штрихкодам отслеживаются все перемещения на складе после перевозки сборного груза из Китая в Россию.
   6.        Простая интеграция с другими системами управления — это создает единое информационное поле, позволяющее наладить координацию между всеми бизнес-процессами и улучшить взаимодействие между различными отделами склада.

Штрихкоды также могут быть представлены в виде QR-кодов, включающих расширенную информацию после доставки и растаможки грузов из Китая.

Обработать и уничтожить брак
По желанию клиента его груз может быть досмотрен на внешние составляющие. И такую услугу оказывают специалисты Highway Logistic Group. Вот как это обрисовывает директор по продажам компании Данил Елин:
— Заказчику нужно убедиться, что все с его грузом в порядке после перевозки из Китая в Россию. То есть не вскрыта ли коробка, не изменилось ли количество товаров. Вся эта инвентаризация — чисто внешняя оценка, а не проверка работоспособности или функционирования продукции. Мы устанавливаем визуальные дефекты либо констатируем отсутствие таковых. По просьбе клиента даже сами вскрываем тару и фотографируем ее содержимое, а затем отправляем снимок адресату. И если при вскрытии коробки находим внутри брак, то уже заказчик решает, что с ним делать. Может, вычленить из общей партии того, что было при перевозке из Китая в Россию и отдельно складировать для последующей отправки производителю. А может, уничтожить дефектные товары — мы проводим такую процедуру после профессиональной обработки. И все это при условии, что клиент закажет функцию полного осмотра всего груза. Так мы контролируем качество для минимизации брака на этапе складирования.
Услуги на территории Китая
Когда ваш бизнес идет хорошо и есть планы по его расширению, вам необходимо международное складирование. Подобные склады при перевозке товаров из Китая в Россию становятся вашими центрами в современной глобальной цепочке поставок. Они гарантируют быструю и недорогую транспортировку покупателям.
Пункты приема товаров в Китае
В Поднебесной вы можете выбрать конкретное место для хранения своих товаров, ведь в разных городах имеется множество складов. По продолжительности содержания в них вашей продукции есть краткосрочные и долгосрочные. Это полезно, если перед перевозкой сборного груза из Китая в Россию вам необходимо завершить оформление важных документов или других процессов.

Типы складов в Китае
·     Частный склад — предназначен только для личного, а не для публичного использования. Владельцы — фабрики, оптовики или розничные торговцы. Таким складом управляет одна компания. Преимущество: лучший контроль за управлением и хранением товаров, расширенный мониторинг, гибкое управление всеми операциями в любое время. Частный склад занимается распространением и служит центром выполнения заказов.
·     Общественный склад — владеют государственные учреждения или частные лица по специальной лицензии. Доступны каждому, кто хочет арендовать складское помещение за меньшие деньги для доставки и оформления грузов из Китая. Но общественные склады предлагают лишь услуги хранения.
·     Таможенный склад — здесь хранится импортная продукция во время ее прохождения через таможню. Такие склады отличаются от других, потому что следуют определенным правилам. В подобных местах товары облагаются налогом.
·     Склад выполнения заказов — для тех, кто предпочитает электронную коммерцию при перевозке товаров из Китая в Россию. Его также называют центром выполнения заказов или 3PL. Этот центр обрабатывает заказы напрямую, сразу после их размещения потребителем. Гарантия, что товары будут доставлены клиентам в обещанные сроки.
·     Склад распределения — обрабатывает продукцию вблизи конечной точки цепочки поставок. Здесь хранятся продукты после их производства и подготовки к перевозке из Китая в Россию — розничным торговцам. Распределительные склады подключены к дистрибьюторам, что облегчает оптовую дистрибуцию для розничных торговцев.


Как склад в Китае помогает вашему бизнесу:
ü минимизирует риски;
ü вы получаете экспертное обслуживание;
ü вам предлагают варианты финансирования;
ü вам предоставляют услуги, подходящие для повседневных деловых потребностей.

Сотрудники склада заботятся о разгрузке вашего товара при перевозке из Китая в Россию, проводят учет, проверки и бережно хранят продукцию. Вы заказываете пакет услуг в соответствии с вашими потребностями. Здесь быстрый и прозрачный процесс приема товаров с использованием современных технологий.


Например, на складе консолидации компании Highway Logistic Group в городе Иу все начинается с того, что российский заказчик для импорта товаров из Китая предоставляет данные поставщика, а также пакинг-лист либо инвойс груза. Затем представитель логистического оператора в Поднебесной связывается с этим поставщиком и организует доставку товара на склад Нередко для перевозки кроме своего транспорта привлекаются автомобили местных профильных фирм.

Со слов директора по продажам HL Group Данила Елина, на склад в Иу стекаются грузы со всей КНР и даже из других стран. Приемка товара ведется оперативно благодаря тому, что здесь трудятся сотрудники, говорящие на русском и китайском языках. Причем продукция принимается по уникальному, разработанному именно в компании, мобильному приложению. Вся информация во время доставки и оформления грузов из Китая автоматически вносится в специальную систему. Так что другие подразделения провайдера сразу же получают необходимые данные. Кстати, получает их и клиент, установив мобильное приложение на свой телефон (вес, объем, количество мест, фотографию). Так что в этой информационной среде полная прозрачность.
Услуги на складах Китая
Важно, что в Поднебесной компания Highway Logistic Group консолидирует груз. Это очень удобно для владельцев российского бизнеса, заинтересованных в перевозке товаров из Китая в Россию. Предпринимателям выделяется пространство для краткосрочного и долгосрочного хранения. Данил Елин раскрывает детали:
— Допустим, у клиента большой заказ и этот бизнесмен ждет товары от нескольких поставщиков с территории КНР. В таком случае ему не надо ездить по разным фабрикам и свозить к нам продукцию. Ему достаточно указать всем производителям адрес нашего центрального склада консолидации в городе Иу. Мы готовы держать груз на временном хранении перед перевозкой из Китая в Россию и нести за него полную ответственность, пока не наберется необходимое количество продукции от всех поставщиков. Наш склад функционирует как конвейер, и все товары распределяются по секторам для ускорения работы. Например, 150 коробок условного Ивана Ивановича Иванова находятся в секторе «А». Тут все предельно ясно, и предпринимателю не нужно утомлять себя и рабочих склада долгими поисками...       

Конечно, от перевозки товаров из Китая в Россию владельцы ждут своего приобретения в целости и сохранности. Поэтому компания HL Group старается работать так, чтобы в пути ничего не потерялось, не рассыпалось, не сломалось, и купленная клиентом продукция добралась по адресу в полном объеме. Это не всегда легко, поскольку товар преодолевает сотни километров, и его не раз перегружают из одного автомобиля в другой.
Зачастую китайские производители экономят на упаковке, используя некачественные материалы. И, бывает, на склад в Иу, откуда выполняется доставка из Китая в Россию, товар приходит с ненадлежащей защитой от внешних воздействий: разорванные коробки, разошедшиеся по швам ящики из тонкой фанеры.

На складе компании такие хлипкие упаковки «одевают» в мешковину и обматывают широким скотчем. А сверху наклеивают опознавательные маркировки. Если груз состоит из нескольких или множества коробок, его ставят на палету и обертывают специальной пленкой. Так лучше для погрузчика — он быстрее будет справляться с задачей. Да и в фуре подобная конструкция занимает меньше места, что экономит деньги клиента. 
Поверх тонких фанерных ящиков специалисты склада сооружают крепкую фанерную обрешетку с деревянными уголками, надежно сохраняющую во время перевозки сборный груз из Китая в Россию.

Был случай, когда дорогое оборудование установили на деревянный каркас и создали уникальную упаковку из нескольких пластов: поролона, скотча, обрешетки и еще одного слоя скотча. Это был индивидуальный проект для заказчика.  
На складе обязательно проводится полный досмотр товаров для их тщательной подготовки к длительному путешествию. Сохранность груза — один из приоритетов Highway Logistic Group.

Но и это еще не все. На складе в городе Иу перед перевозкой товаров из Китая в Россию проводится их маркировка. Дело в том, что существуют отдельные категории потребительских товаров, требующие обязательной маркировки в национальной информационной системе «Честный знак».

Система обязательной маркировки и прослеживания продукции «Честный знак» функционирует в России с 2016 года. А с 2019-го импортеры (до таможенного контроля и выпуска груза) обязаны получать в ней и наносить на подлежащие ввозу изделия уникальный код (Data Matrix) для каждого вида товаров. Исключение — меховые изделия, для их маркировки используются RFID-метки.
С помощью кода маркировки (Data Matrix) контролирующие органы отслеживают, кто и когда, допустим, импортировал товар из Китая и на каком этапе реализации он находится. А потребители, используя мобильное приложение «Честный знак», узнают все данные о продукции перед покупкой и удостоверяются в ее качестве. Эксперты утверждают, что благодаря национальной системе маркировки рынок в стране станет прозрачнее, а потребители будут надежно защищены от приобретения контрафакта.

Перечень товаров для обязательной маркировки (данные на конец 2023 года):


·     пиво и слабоалкогольные напитки;
·     молочная продукция;
·     безалкогольные напитки;
·     упакованная вода;
·     лекарства;
·     табак;
·     товары легкой промышленности;
·     обувь;
·     шубы;
·     медицинские изделия;
·     духи и туалетная вода;
·     шины и покрышки;
·     фотоаппараты и лампы-вспышки;
·     биологически активные добавки к пище (БАД);     
·     антисептики;
·     кресла-коляски.
Товары, которые маркируют в экспериментальном режиме:
·   велосипеды (эксперимент закончился в мае 2020 года, обязательная маркировка с 1 сентября 2024 года);
·     икра осетровых и лососевых рыб;
·     титановая металлопродукция.
В этот перечень регулярно добавляются новые товарные группы, в том числе и при перевозке товаров из Китая в Россию.
Системы Highway Logistic Group интегрированы с системой «Честный знак» и оптимизированы для эффективной работы без вашего прямого участия.

Вот как это происходит:


  1. Товары с завода-производителя поступают на склад HL Group в Китае.
  2. Провайдер самостоятельно закупает коды маркировки (Data Matrix) в системе «Честный знак» под ваши заказы.
  3. Склад Highway оснащен необходимым оборудованием и расходными материалами для маркировки ваших товаров, предназначенных для перевозки из Китая в Россию.
  4. Маркировкой занимаются российские и китайские сотрудники со специальной подготовкой.
  5. Перед нанесением кодов товар сверяется с данными, указанными в описании продукции.
  6. Маркировку товара строго контролирует начальник склада.
  7. Оформляются и регистрируются все таможенные документы.

Компания Highway Logistic Group избавляет вас от необходимости маркировать товар при доставке из Китая в Россию и нести дополнительные затраты. На выходе вы получаете уже промаркированную продукцию, готовую к продаже на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.
Услуги в процессе таможенного оформления:
Компания Highway Logistic Group профессионально сопровождает таможенные процедуры. При этом значительно минимизирует время при оформлении за счет оптимизации процессов.
О том, как это происходит, рассказывает специалист логистического предприятия по таможенному оформлению Никита Тихонов:
— Мы не обращаемся за подобными услугами к кому-то на стороне, ведь у нас свой отдел таможенного декларирования, оформляющий груз из города Иу день в день, без задержек. При доставке и растаможке грузов из Китая клиент получает официальные документы в строгом соответствии с таможенным законодательством РФ. И у предпринимателя нет оснований переживать за возможные юридические проблемы, импортируя товары из Китая. Мы сами подаем декларации через приобретенное нами ПО — комплекс программ для таможенного оформления «Альта-Софт». Благодаря этому ПО напрямую взаимодействуем с таможней, поэтому все операции проходят быстро. Ускоряют процесс контроля и наши специалисты на таможенно-логистическом терминале. Поэтому здесь в принципе исключены недоразумения, разбирательства, задержка или, что еще хуже, задержание товара. Выходит, скорость доставки таможенных грузов из Китая не уступает скорости неких ловкачей, пытающихся окольными путями нелегально что-то перевезти, минуя официальные пути.

Главное: у Highway Logistic Group есть лицензия таможенного представителя от Федеральной таможенной службы РФ. А выдают ее далеко не каждой компании или организации, поскольку не все подобные предприятия могут соответствовать определенным условиям.
Вот основные этапы таможенного оформления:
·     предоставление декларантами полного комплекта документов и сведений;
·     фактическое предъявление объектов доставки из Китая в Россию для проведения инспекции;
·     работа правительственных сотрудников: прием, проверка, взимание пошлин, осмотр, досмотр;
·     вынесение решения о допустимости пропуска товаров в рамках заявленной процедуры.
Соблюдение правовых аспектов этих операций контролирует Федеральная таможенная служба РФ (ФТС).

Заключение
В торговых отношениях между нашими странами складская логистика играет важную роль. Обе страны имеют огромные торговые потоки, поэтому эффективная организация складской логистики обеспечивает бесперебойность поставок и своевременную перевозку товаров из Китая в Россию.
В РФ и КНР развито множество складских комплексов, специализирующихся на хранении, сортировке и упаковке грузов. Здесь установлено передовое оборудование и используются современные информационные системы. В складские операции активно внедряются современные технологии (ИИ), машинное обучение и автоматизация. Становится популярным применение роботизированных систем, что повышает эффективность и снижает зависимость от человеческого фактора. Все это сокращает время обработки товаров и оптимизирует процессы складирования при доставке и оформлении грузов из Китая.
Сегодня на высоком уровне находятся планирование и согласование всех этапов поставки товаров: от приемки груза на склад до его отгрузки покупателю. В этом главную роль играет координация всех сторон, включая поставщиков, перевозчиков и клиентов.
Можно сказать, что складская логистика — один из ключевых элементов в торговых отношениях между РФ и КНР. Она обеспечивает надежность и скорость перевозок товаров из Китая в Россию, а также улучшает удовлетворенность клиентов. А значит, понимание предлагаемых услуг поможет бизнесам выбирать оптимальные решения при организации логистических процессов.
Автор статьи: И. ИЛЬИНОВ